Депутатам 6-го созыва повезло, что при нашем участии разрабатывались два ключевых документа, определяющие вектор развития Омска на ближайшие годы - это Стратегия социально-экономического развития Омска до 2030 года и Генплан. Более полугода шла подготовительная работа по обновлению генерального плана: проводились встречи с жителями, социологические исследования мнения населения, проектные сессии с экспертами в разных областях. Полученные данные передавались разработчикам для учета в работе. «Народность» генплана отметили и эксперты, ознакомившиеся с ним на этапе обсуждений. Генплан в итоге близок к этому ориентиру, в нем учтены многие замечания горожан, архитекторов, строителей. Он создавался максимально «открыто», каждый мог предложить свои идеи, донести проблемы, с которыми сталкивается ежедневно.
Одна из основных концепций развития города, предусматриваемая генпланом, — уход от стандартного разделения городской территории на спальные и промышленные районы. Этот подход уже устарел. Проектировщики уверены, что никакой необходимости отделять административные и жилые здания друг от друга в современных условиях нет. Если промышленные или административные строения не загрязняют природу вокруг себя, то рядом с ними должны располагаться жилые дома.
Одно из главных новшеств, предлагаемых проектировщиками, — «концепция 12 минут». Благодаря ей омичи смогут из любой точки города за 12 минут попасть в парковую зону, где можно будет отдохнуть, провести время на свежем воздухе. То есть, в городе будет не только оптимизирована инфрастуктура, но и появятся новые парки, скверы. Есть возможность развития территории Минобороны на улице Красный Пахарь, создания парка на 10 лет Октября, на Левом берегу - между ст. Березка Омска и улицей Лукашевича, в окрестностях Казахстанских улиц. Еще больше парков и скверов достанется Ленинскому округу Омска — минимум пять. В центральном административном округе появится новый парк на выезде из города по Пушкинскому тракту.
Когда мы говорим про развитие парков и общественных территорий, естественно нельзя обойти стороной вопрос передвижения между ними и по их территории.
В Генплане особое внимание уделяется развитию велосипедного движения в Омске. В городе предлагается обустроить больше сотни километров велосипедных дорожек, одна из которых будет на самой протяженной набережной в Европе длиной в 15 км. Губернатор Александр Бурков, представил этот проект стоимостью 7,3 млрд рублей в Министерстве экономического развития РФ.
Набережная будет соединять район речного порта с северным причалом на окраине городка Нефтяников. Для этого построят пешеходно-велосипедный мост в районе устья реки Оми, парк «Зеленый остров» соединят с территорией у хоккейной академии «Авангард», оттуда же пустят дорогу под мостом имени 60-летия ВЛКСМ – она пройдет до Советского парка.
С учетом пожеланий омичей Генплан предполагает актуализацию трамвайных путей – проектом предусмотрено около 60 км их пути. Недавно был обновлен трамвайный парк города, да и конкретно этот вид транспорта очень экологичен и вместителен, что делает его хорошо подходящим для города.
Если внимательно посмотреть на документ, видно, что проектировщики постарались учесть и возможные будущие точки жилищного строительства, преобразование городской инфраструктуры. При этом культурные и исторические памятники Омска не пострадают.
Конечно, генплан будет регулярно актуализироваться. Город – это живая и постоянно меняющаяся система. Нам важно сделать его современным, при этом сохранив уникальность, удобным для всех омичей.